Интересное

Как спустить воздух с системы отопления?

В процессе эксплуатации систем централизованного и индивидуального отопления собственники квартир и частных домов сталкиваются с появлением воздуха в отопительных магистралях. Образование пробок затрудняет нормальную эксплуатацию системы, снижает эффективность ее работы, является источником повышенного шума, вызывает коррозию элементов. Зная, как спускать воздух с отопления, можно своевременно подготовить обогревательное оборудование к отопительному сезону, обеспечить его нормальное функционирование. Остановимся на решении этой задачи более детально.

Завоздушенная система

Какую опасность несет воздушная пробка в системе отопления

Завоздушивание элементов обогревательного контура сопровождается неравномерным нагревом или холодным состоянием отопительных радиаторов, частично наполненных теплоносителем. Воздушные пробки представляют серьезную опасность для устройств поддержания комфортной температуры, отрицательно влияют на долговечность оборудования:

  • снижают эффективность обогрева помещения. Наличие пробок в радиаторе и отопительных магистралях затрудняет их прогрев теплоносителем, не позволяет нормально передавать тепловую энергию;
  • затрудняют циркуляцию жидкости. Воздушные скопления в магистралях являются источником повышенного шума, вызывают при определенных ситуациях вибрацию;
  • способствуют протеканию неблагоприятных химических реакций. Воздушная среда активизирует процесс распада гидрокарбонатных соединений на основе магния и кальция с выделением углекислоты, вызывающей коррозию;
  • разрушают металлические элементы обогревательного оборудования. При нарушении кислотно-щелочного баланса и возрастании кислотности снижается ресурс эксплуатации деталей, восприимчивых к кислотной среде;
  • вызывают образование налета на внутренних стенках батарей и труб. В результате снижения рабочего сечения уменьшается коэффициент полезного действия отопления, возрастает вероятность забивания труб;
  • постепенно разрушается циркуляционный насос. Водная среда необходима для функционирования подшипникового узла устройства. При работе без жидкости подшипники перегреваются и заклинивают вал с крыльчаткой.

Не стоит недооценивать степень отрицательного влияния воздушных пробок, возникающих при эксплуатации отопительного оборудования.

Завоздушивание системы отопления – причины

Несмотря на то что отопительный контур закрытого типа является герметичным, отсутствует гарантия появления воздушных пробок. Рассмотрим, почему завоздушивается система отопления в частном доме или жилой квартире, расположенной на верхнем этаже многоэтажного здания.

Сепаратор для воздуха

Главные причины завоздушивания обогревательного оборудования:

  • выполнение ремонтных мероприятий, связанных с разборкой магистралей. При разгерметизации магистралей неизбежно заполнение воздухом труб;
  • неправильная прокладка труб и наклонная сборка радиаторов. Несоблюдение уклона труб, а также перекос батарей способствует образованию воздушных скоплений;
  • нарушение герметичности устройств обогрева. Всасывание воздушной среды происходит через неплотности и зазоры резьбовых и фланцевых соединений;
  • применение в качестве теплоносителя воды. При повышенной температуре нагрева выделяется воздух, находящийся в воде, и скапливается в проблемных зонах;
  • ускоренное заполнение труб жидкостью. При быстрой подаче жидкости проблематично вытеснять воздушные скопления из сложных участков;
  • отсутствие специальных воздухоотводчиков или их расположение с нарушениями требований. В результате возникают проблемы со стравливанием воздуха;
  • использование загрязненного механическими примесями теплоносителя. Не отфильтрованная вода может быстро забить воздухоотводной канал;
  • восполнение количества жидкости. При доливке холодной воды для возмещения объема, вместе с ней неизбежно проникает в трубы воздух;
  • уменьшение объема теплоносителя из-за протечек. Жидкость, вытекающая через микроскопические трещины, быстро испаряется и уступает место воздуху;
  • применение алюминиевых батарей. Внутренняя поверхность металлического радиатора контактирует со слабощелочной средой с выделением газа;
  • размещение отопительного оборудования в квартире, расположенной на верхнем этаже. Пузырьки постоянно поднимаются по вертикальным стоякам и образуют пробки;
  • эксплуатация системы с пониженным давлением жидкости. При этом неизбежно образование воздушных скоплений в проблемных зонах;
  • подсоединение теплого пола к обогревательному контуру. Сложная конфигурация магистрали и различная высота труб способствуют завоздушиванию;
  • отсутствие устройств автоматической подпитки. Заполнение теплоносителем магистралей в автоматическом режиме не позволит образоваться пузырькам.

Как правило, при реальных условиях эксплуатации, если в трубах воздух в отопление попадает, то это может быть вызвано совокупностью различных факторов. Постоянный контроль давления теплоносителя, регулярное восполнение его объема в трубах, а также монтаж воздухосборников позволяет избежать проблемных ситуаций.

Почему хуже работает отопление, если воздух в трубах – признаки и последствия

О наличии воздуха в магистралях свидетельствуют определенные признаки:

  • холодная поверхность радиаторов при работающем оборудовании;
  • неравномерный нагрев секций отопительных батарей;
  • появление характерного шума в элементах отопительного контура;
  • вибрация стояков и горизонтально расположенных трубопроводов;
  • недостаточно эффективная работа системы обогрева.

 

С завоздушиванием элементов отопительной системы многие сталкивались в начале отопительного сезона, обнаружив, что радиаторы не греют, а теплоноситель при этом нагрет до необходимой температуры. Если своевременно не выполнить необходимые мероприятия, последствия могут быть довольно серьезными:

  • поломка циркуляционного насоса, восприимчивого к отсутствию жидкости в системе;
  • выход из строя радиаторов, внутренняя поверхность которых покрыта толстым слоем известкового налета;
  • нарушение целостности труб, постепенно разрушающихся под воздействием коррозионных процессов;
  • необходимость замены трубопроводов, сечение которых недостаточно для нормальной циркуляции теплоносителя.

При низкой эффективности индивидуального отопления многие ошибочно пытаются повысить температуру теплоносителя. Это только усугубляет ситуацию, ведь закупоренные участки контура нагрева по-прежнему остаются. При этом значительно возрастают затраты на поддержание комфортной температуры.

Избавляемся от пробок – как стравить воздух из системы отопления

Важно обеспечить функционирование отопительного контура без воздушных скоплений в проблемных зонах. Для этого следует:

  • профессионально разработать проект системы обогрева;
  • грамотно выполнить монтаж батарей и трубопроводов;
  • установить воздухоотводчики ручного или автоматического типа.

Разберемся, как спустить воздух с системы отопления. Метод развоздушивания определяется в зависимости от конструктивных особенностей отопительного контура и способа циркуляция теплоносителя:

  • в контурах с естественным движением жидкости, оснащенных расширительной емкостью открытой конструкции, важно выдержать правильный уклон магистралей. При этом пузыри воздуха беспрепятственно подымаются в расширитель, не задерживаясь на горизонтальных участках и поворотах, затем выходят в атмосферу через расширитель;
  • системы обогрева с принудительной циркуляцией жидкости, а также гравитационные контуры отопления освобождаются от воздушных включений другим методом. Он предусматривает монтаж под наклоном обратных магистралей, а также размещение стравливающих клапанов на верхних участках отдельных трубопроводов.

Использование ручных кранов Маевского, наряду с воздухоотводчиками автоматического типа, позволяет при необходимости осуществить воздушный сброс.

Внешний вид классического крана Маевского

Как диагностировать отопление – воздух в трубах находим быстро

Благодаря смонтированным в отопительном контуре клапанам, предназначенным для автоматического обезвоздушивания, система самостоятельно функционирует, не нуждаясь в дополнительном вмешательстве. Обратив внимание на недостаточную температуру нагрева отдельных радиаторов или части системы, следует обнаружить участок с воздушными скоплениями. Выполняйте следующие действия:

  • оцените рукой равномерность температуры батареи. Пониженная температура верхней зоны свидетельствует о завоздушивании. Стравите воздух с помощью обычного вентиля или крана Маевского, расположенного на корпусе радиатора;
  • прислушайтесь к звукам, создаваемым циркулирующим теплоносителем. Бесшумная работа свидетельствует об отсутствии пробок, а булькающие звуки и перелив характерны при затрудненном движении водяного потока;
  • слегка простучите металлическим предметом по радиаторам отопления и трубопроводам. Звонкий звук свидетельствует о наличии воздушных скоплений, а глухой слышен при постукивании по участкам, заполненным теплоносителем.

Соблюдая приведенные рекомендации, несложно самостоятельно найти завоздушенный участок.

Как убрать воздушную пробку из системы отопления – проверенные способы

Устранение пробок осуществляется с помощью специальных устройств, которыми оборудуются контуры обогрева. Они эффективно освобождают батареи и трубы от скоплений воздуха, а также горячего пара. Для устранения завоздушенности применяются краны Маевского в различных вариантах конструктивного исполнения:

  • ручной вентиль. Монтируется на верхнем патрубке батареи, управляется путем ручного поворота накидной рукоятки или специальной гайки;
  • автоматический кран. Содержит клапан с регулируемой степенью прижатия. При критическом повышении температуры автоматически скидывает давление;
  • воздухоотводчик. Устройство монтируется на отопительных магистралях. Оно помогает избавиться от пробок, находящихся в трубопроводах контура.

Принцип работы воздухоотводчика

Воздухоотводчики с ручным управлением достаточно распространены. Откручивание штока осуществляется с помощью специального ключа или обычной отвертки. В зоне сливного канала следует подставить емкость, объемом до 0,5 литра. При развоздушивании пробки слышен свист, а также характерное шипение. Появление брызг и тонкая струя жидкости свидетельствуют о необходимости закрытия крана.

Алгоритм удаления пробки достаточно простой:

  1. Откройте вентиль или клапан, расположенный в непосредственной близости к проблемному участку.
  2. Наполняйте контур обогрева теплоносителем, обеспечивая заполнение всего объема жидкостью.
  3. Полностью прекратите сброс пара при стабильном вытекании теплоносителя.
  4. Отрегулируйте рабочее давление путем подачи жидкости в обогревательный контур.

Автоматические устройства регулируются на определенное давление, вызывающее их срабатывание. Для обеспечения безопасной эксплуатации отопительного оборудования следует установить порог срабатывания, не превышающий максимального значения рабочего давления. При самостоятельном выполнении работ соблюдайте требования безопасности, особенно, выпуская пар при развоздушивании нагретого контура.

Заключение

Владельцам загородных домов и квартир необходимо знать, как самостоятельно обеспечить нормальную циркуляцию теплоносителя по магистралям теплоснабжения. Для выполнения этой достаточно простой операции нецелесообразно приглашать сантехника. Важно понимать причины, вызывающие их появление, и уметь найти проблемный участок. Приведенные рекомендации помогут своими силами удалить пробки. Помните, что для обеспечения эффективной работы отопления следует периодически выполнять мероприятия по диагностике и обслуживанию.

В процессе эксплуатации систем централизованного и индивидуального отопления собственники квартир и частных домов сталкиваются с появлением воздуха в отопительных магистралях. Образование пробок затрудняет нормальную эксплуатацию системы, снижает эффективность ее работы,…

Все статьи автора
Имя
E-mail
Сообщение
Оцените статью:
Имя
E-mail
Сообщение
Оцените статью: